Постоянно упоминая о тотальной нехватке газа в Европе, мировые средства массовой информации таким образом создали нездоровый общественный ажиотаж. Такое мнение высказали руководитель секретариата Энергетической хартии Урбан Руснак и главный аналитик вашингтонского исследовательского центра по рынкам энергоресурсов Berkeley Research Group Крис Гонсалвес на состоявшейся 20 октября встрече специалистов-энергетиков в рамках форума Атлантического совета.
Руснак и другие участники форума отметили признаки уменьшения риска кризисной ситуации с поставками газа в Европу этой зимой из-за конфликта между Россией и Украиной. «Россия гордится перед клиентами своей надежностью в качестве поставщика газа и непохоже, что ее спор с Украиной мог бы прервать поставки. На континенте уже достаточно мощностей для импорта СПГ, чтобы компенсировать демарш русских. Если они отрежут поставки, СПГ пойдет по цене 12–13 долларов (за 1 млн британских термоединиц) вместо 9–10, и рынок готов решиться на эти ставки», пояснил Гонсалвес.
«Вариант с СПГ оставит некоторые страны замерзать – в Болгарии, Сербии, Словакии, Польше и до некоторой степени в Венгрии нет подсоединения к терминалам СПГ через трубопроводы, а значит, доступ к этим импортным поставкам для них закрыт», напомнил при этом Дэвид Корэни, эксперт Атлантического Совета.
«Хотя США и увеличивают экспорт газа, это не та «серебряная пуля», которая позволит Европе больше не полагаться на российский газ», считает Руснак. «Американский газ идет и на конкурирующие рынки, а когда в 2016 году закончится реконструкция Панамского канала, он сплошным потоком устремится на запад в Азию, а не на восток в Европу». Руснак рассказал о программе своей поездкой в Вашингтон. Там, по его словам, предстоит обсудить вопрос «возобновления участия США в деятельности Энергетической хартии», где эта страна является наблюдателем. Договор Энергетической хартии, подписанный 52 государствами в 1994 году, дает юридическую основу международного сотрудничества в сфере энергетики и обязывает «создавать открытые энергетические рынки и недискриминационные условия для компаний и инвесторов». Россия этот договор подписала, но не ратифицировала, объявив в 2009 году о своем несогласии с некоторыми его положениями.
|